Материально - техническое оснащение
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Состояние материально - технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям современного уровня образования, требованиям техники безопасности, санитарно–гигиеническим нормам и правилам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.
Учебные помещения расположены в двухэтажном здании. Здание рассчитано на 12 групп, отдельные игровые (12), спальные (12), раздевальные (12), туалетные (12), раздаточные (12) комнаты, музыкальные (2), физкультурный (1), танцевальный (1) залы, кабинет педагога – психолога и учителя-дефектолога, логопункт (1), помещение, где установлен мобильный городок по ПДД, помещение для проведения опытов и исследований «Юные почемучки», мини-музей «Путешествие по русской избе», экологический центр, ряд других служебных помещений. Общая площадь здания 4 688,10 кв.м. Территория прилегающая к детскому саду занимает 9 157,30 кв.м. Территория прилегающая к детскому саду занимает 9 477,0 кв.м. На территории детского сада имеются цветники, овощной мини-огород. Основным местом для организации образовательного процесса с детьми является групповая ячейка, включающая: групповую комнату, состоящую из игровой, познавательной, обеденной зон, раздевалку (приёмную), спальную, туалетную комнаты. В групповой комнате каждому ребёнку обеспечивается личное пространство: кровать, стул, шкаф для одежды, скамейка и др. Мебель подбирается в соответствии с ростом и возрастом детей. Пространство группы разграничено: имеется центр для ролевых игр, книжный центр, зона для настольно-печатных игр, игровой центр (с игрушками, строительным материалом), экологический центр, центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.), спортивный центр, имеющий оборудование, побуждающие к двигательной деятельности (мячи, обручи, скакалки, кегли). Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В 2021 году в каждую возрастную группу были приобретены мобильные стеллажи для размещения детского игрового оборудования. При создании развивающей предметно-пространственной среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Помимо групповой ячейки для занятий ребёнку предоставляется специализированное помещения: залы физкультурный (спортивное оборудование: детские тренажёры – «Батут детский», «Бегущая по волнам»; канаты для лазания, для перетягивания; гимнастические скамейки, стенка с турниками, бревно, дуги для подлезания; маты, мячи, обручи, скакалки, кегли, тоннель для лазания; на окнах сетка заградительная), в 2021 году был приобретён мягкий спортивный модуль; музыкальные залы (музыкальное оборудование: пианино, баян, музыкальные центры, музыкальная колонка, детские музыкальные инструменты). Также имеются кабинет заведующего, методический кабинет, медицинский кабинет, логопедический пункт (логопедическое оборудование: компьютер, интерактивная доска, логопедические игры). В настоящее время в детском саду имеются: 3 компьютера, 3 ноутбука, 3 принтера-копир, 1 принтер. В своей работе педагоги используются видеопроектор. Оборудование помещений безопасно, эстетически привлекательно, носит развивающий характер. Предметно-пространственная организация помещений детского сада создаёт комфортное настроение, содействует эмоциональному благополучию детей. Ежегодно в здании проводится косметический ремонт (покраска полов, лестничных пролётов, стен). Материально-техническое состояние детского сада и территории соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. В 2019 году были проведены работы по текущему ремонту в БДОУ детский сад «Сказка» - создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования по программе Доступная среда.
Доступная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов..." Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога и учителя-дефектолога.
Кабинеты педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда укомплектованы необходимым оборудованием: дидактические интеллектуально-развивающие игры, учебно-методические пособия, дидактический материал по всем разделам развития речи, материалы по обследованию детей, зоны индивидуальной работы с ребенком.
Два музыкальных зала оснащены оборудованием для проведения занятий, праздников и развлечений.
Группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Особое внимание педагоги уделяют изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов; моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, а также требованиям охраны труда.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
В детском саду создаются условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В детском саду имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. Имеется физкультурный зал, где проводятся утренняя гимнастика, образовательная деятельность, спортивные досуги и праздники.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Коррекционная помощь воспитанникам с ОВЗ оказывается следующими специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической воспитанию.
Для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ в детском саду имеются необходимые средства обучения и воспитания:
• игровое и учебное оборудование (игры, игрушки, учебные пособия),
• спортивное оборудование и инвентарь (мячи, гимнастические маты, батут и др.),
• музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),
• учебно-наглядные пособия (тематические книги, плакаты, картинки),
• мультимедийный проектор, музыкальный центр, музыкальная колонка,
• печатный и иной материал, необходимый для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей с ОВЗ и детей -инвалидов:
Для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
В ДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях и включает в себя:
· методическую литературу в соответствии с образовательными областями,
· нормативно-справочную,
· иллюстративный и демонстрационный материал,
· хрестоматии для чтения в детском саду и дома (от 3 до 7 лет).
В каждом групповом помещении имеется библиотека для воспитанников с детской художественной и познавательной литературой в соответствии с их возрастными особенностями.
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в ДОУ разработан Паспорт доступности.
Территория ДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданию.
Главный вход в здание ДОУ оборудован пандусом для инвалидов-колясочников.
При входе имеется звонок и тактильная табличка вывески с азбукой Брайля.
Ширина дверных проемов входа в детский сад позволяет свободный вход инвалидов-колясочников.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением.
Территория ДОУ имеет твердое асфальтовое покрытие.
Медицинское обеспечение воспитанников детского сада осуществляется
медицинской сестрой. Её деятельность направлена на своевременное оказание медицинской помощи, систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников.
В ДОУ 100 % воспитанников охвачены медицинской помощью. В течение учебного года проводится работа по охране и укреплению физического и психического здоровья воспитанников учреждения: закаливающие мероприятия с учетом рекомендаций медсестры, кварцевание групповых помещений, режим и питание организовано согласно СанПиН. С целью предупреждения детского травматизма организуются инструктажи с детьми и взрослыми, осмотр территории, организованная образовательная деятельность, консультации для родителей (законных представителей).
Медицинский блок детского сада отвечает современным требованиям. Он состоит из процедурного кабинета, изолятора и кабинета медсестры. Дошкольным учреждением приобретаются медикаменты для организации профилактической медицинской работы и оказания первой помощи. Отслеживается состояние здоровья детей, ведется санитарно-просветительная работа среди персонала и родителей (законных представителей).
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.